Юный учитель. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Возраст - это проблема

Юный учитель. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Возраст - это проблема
Юный учитель. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Возраст - это проблема

Множество молодых специалистов, окончивших учебное заведение совсем недавно, не могут найти работу по своей специальности.

Устроиться на работу, не имея опыта работы, сложнее вдвойне. Возникают проблемы с жильем. Данные проблемы появились не вчера, они появились давно и продолжают существовать далее.

Чтобы решить эту проблему, необходимо мотивировать специалистов, а для этого требуется их трудоустроить. Прежде всего, эта помощь необходима специалистам, работающим в .

Молодой специалист – кто он?

Молодой специалист – это работник, который получил начальное, среднее или высшее образование, а также принявшийся за работу в течение года после того, как окончил учебное заведение.

С юридической точки зрения этот статус имеет особые права и гарантии, нежели остальные категории работников.

Чтобы обладать статусом молодого специалиста , нужно отвечать некоторым признакам:

  1. Обучение на очной форме;
  2. Обучение на бюджетной основе;
  3. Прохождение итоговой аттестации и получение соответствующего диплома;
  4. Направление на работу по распределению.

При несоблюдении хотя бы одного условия в статусе может быть отказано. Также поддерживать молодых специалистов будут только бюджетные организации. Для коммерческих это не обязательное условия, но возможное. Выпускник принимается за работу на основании договора и без испытательного срока.

Уволить молодого специалиста можно в случае прекращения деятельности организации, по состоянию его здоровья или нетрудоспособности.

Выплаты

Молодой специалист вправе получить следующие виды выплат .

Единовременная выплата. Например, такие профессии, как воспитатель и учитель каждый месяц получают надбавку к заработной плате на протяжении трех лет со дня вступления в должность.

В данном аспекте есть одно условие: в том случае, если молодой специалист увольняется с места работы по личному желанию, то он обязан выплатить все надбавки, которые ему предоставлялись. Также выплата может быть выполнена другим образом – по окончанию срока действия трудового договора.

Подъемные выплаты. Данные виды выплат вступили в силу с 2012 года специалистам, которые окончили высшие и средние учебные заведения.

Законодательная база

Согласно постановлению правительства государства Российской Федерации был составлен проект, который указывал на выплату молодому специалисту в течение первого места со дня принятия его на рабочее места и подписания договора. Данные выплаты называются подъемными . Они зависят от специальности и места работы. Задача данного проекта заключается в привлечении специалистов для их устройства по полученной специальности.

Дополнительной льготой, которая предоставляется специалистам, является программа по предоставлению жилья. Чтобы быть претендентом, необходимо отработать в одной организации в течение пяти лет. Более проще этой программой воспользоваться специалистам, которые остались работать в сельской местности.

Особенности предоставления денежных выплат

Чтобы молодой педагог смог рассчитывать на льготы и выплаты, он должен отвечать определенным условиям , а именно:

  • возраст не старше 35 лет;
  • устройство на работу сразу же после окончания учебного заведения;
  • заключение договора с работодателем на срок не менее трех лет;
  • для предоставления льготной ипотеки – стаж по специальности.

В зависимости от региона предлагаются различные особенности по предоставлению поддержки. Согласно законодательству статус молодого специалиста может быть установлен только один раз. Стаж не должен превышать три года.

Но он может быть продлен в следующих случаях:

  • призыв на срочную военную службу;
  • учеба в аспирантуре на дневной форме;
  • стажировка или дополнительное обучение, которое подразумевает отрыв от рабочего места.

Иными словами – учитель, получивший данный статус, отработавший в школе некоторый период и ушедший в отпуск по уходу за ребёнком, а затем вернувшийся вновь, продолжает обладать этим статусом.

Размер подъемных выплат для педагогов

Подъемные начисляются согласно стипендии, которую получал сотрудник в период обучения. Размер выплат зависит от региона, в котором работает молодой специалист. В 2019 году молодые учителя могут рассчитывать на несколько видов социальной поддержки :

  1. Единоразовая выплата , размер которой варьируется в диапазоне от 20 000 руб. до 100 000 руб. (самая высокая помощь оказывается учителям, работающим в столице – 100 000 руб., а если начинающий специалист трудоустроится в школе СПБ, то он сможет рассчитывать не более чем на 50 592 руб.) Стоит отметить, что на такие подъемные могут рассчитывать только те молодые специалисты, которые трудоустроились в государственные учреждения. Максимальная величина подъемных фиксируется в сельских местностях, но в тоже время регулируется региональными программами соцподдержки.
  2. Прибавка к заработку . На повышение ежемесячного дохода на 50% могут претендовать учителя, закончившие ВУЗ с красным дипломом. Остальные молодые специалисты могут рассчитывать на повышение заработка не более чем на 40%.
  3. Участие в ипотечном кредитовании на льготных условиях . Если молодой специалист решит улучшить жилищные условия, то, став участником такой программы, он сможет рассчитывать на поддержку государства, которое погасит часть его долговых обязательств перед кредитно-финансовым учреждением.
  4. В некоторых регионах Российской Федерации для начинающих педагогов предусмотрены компенсационные выплаты на приобретение жилья .

На государственную поддержку могут рассчитывать те молодые педагоги, которые соответствуют следующим критериям :

  • максимальная возрастная граница зафиксирована на уровне 35 лет (в некоторых субъектах РФ верхняя планка спускается до 30 лет);
  • у претендента должен быть диплом о получении среднего или высшего профобразования в учреждении, которое прошло госаккредитацию;
  • молодой специалист должен трудоустроиться в государственное учебное учреждение в течение трех месяцев с момента завершения учебы.

Порядок получения

Выплаты осуществляются работодателем, который предоставил выпускнику место работы. То пособие, которое направлено на поддержку, не облагается налогами . Важным условием получения выплат является обязательная работа по полученной специальности.

Чтобы стать обладателем жилья на льготных условиях, потребуется к нужному пакету документов добавить бумагу, подтверждающую вашу нужду в жилой площади.

Но здесь есть один минут – первый взнос должен составлять 30% от общей стоимости квартиры или дома.

Перечень необходимых документов

Чтобы претендовать на выплату подъемных нужно прийти к работодателю и написать заявление. Далее ваш работодатель создает специальный приказ о выплатах и сообщает вам об этом. Внимательно ознакомившись с приказом, специалист должен подписать его.

Чтобы все прошло безошибочно работодатель должен приложить к написанному заявлению следующее: копию диплома о законченном образовательном учреждении и копию трудовой книжки, заверенную у нотариуса. В трудовой книжке обязательно должна стоять дата, когда сотрудник приступил к работе.

Другие льготы

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации учителям предоставляются некоторые льготы :

  1. Отпуск составляет 42-56 дней. Если педагог трудится без отпусков, то он может взять трудовой отпуск сроком до одного года;
  2. Рабочая неделя не более 36 часов;
  3. Досрочный выход на пенсию;
  4. Предоставление ежемесячной выплаты на покупку литературы.

Для учителей, работающих в сельской местности также разработаны некоторые льготы: предоставление повышенного оклада; обеспечение льготами на коммунальные услуги, например, оплата света, тепла и электричества.

Сельская местность, как ничто другое, нуждается в квалифицированных кадрах. Но специалисты не хотят там работать из-за сравнительно низких заработных плат и отсутствия жилья.

Именно поэтому государство большое внимание уделяет предоставлению жилья педагогам, устроившимся работать в село.

Чтобы принять участие в данной целевой программе потребуется собрать необходимый пакет документов :

  1. Специальное заявление;
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. Диплом о законченном учебном профессиональном заведении;
  4. Свидетельство о рождении детей или справка об усыновлении, если такая имеется;
  5. Документ, указывающий на необходимость предоставления жилья;
  6. Справка из банка, которая свидетельствует о присутствии финансов, необходимых для первого взноса;
  7. Документы на строительство или приобретение жилища.

В некоторых регионах страны предусмотрены следующие льготы:

  • Предоставление материальной помощи при начале трудовой деятельности;
  • Выплата премии после одного, двух и трех лет работы;
  • Скидка на проезд в общественном транспорте.

Также предусмотрено предоставление льгот на приобретение жилья . Заработная плата учителей невелика и вряд ли они смогут позволить себе приобрести жилье в кредит.

Поэтому государством разработана льготная ипотека , которая предусматривает:

  • оплата части жилья государством (не более 40% от общей стоимости);
  • продажа жилья по доступной для педагогов стоимости;
  • предоставление ссуды на выплату процентов от ипотеки.

В том случае, если после распределения специалист-учитель переезжает в другую местность, то он получает жилье независимо от очереди.

Итак, предоставляя льготы, государство вместе с местными органами власти решают вопрос с кадрами, тем самым обеспечивают школы страны молодыми квалифицированными специалистами.

О государственной поддержке молодых учителей смотрите в следующем видеосюжете:

Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

11 основных ошибок начинающих учителей

  • Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя
  • Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще .

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.
  • Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

  • Невыполнение обещаний

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и . Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

  • Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

  • Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

  • Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

  • Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: . Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.
  • Дети тоже люди

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

  • Профессиональная этика

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

  • Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.

Молодые учителя в России встречаются не так часто. В стране кадры выпускаются из вузов, а затем идут работать не по специальности. Ведь хоть и важная, но она не считается престижной в Российской Федерации. Так утверждает население. Чтобы привлечь новые кадры, государство решило ввести определенные программы поддержки молодых учителей. Людям, которые соблюдают те или иные условия, положены льготы и разнообразные возможности. Какие именно? На что могут рассчитывать граждане?

Перечень льгот

Льготы молодым учителям были предложены в России совсем недавно. Как уже было сказано, данная важная профессия среди молодежи не пользуется спросом. Люди оканчивают вузы и трудоустраиваются не по диплому, а туда, где выгоднее. Ни для кого не секрет, что у учителей зарплаты не слишком высокие. А для большинства молодежи именно перспективы заработка важны.

Но молодые учителя в Российской Федерации при соблюдении определенного перечня правил способны получить некоторые льготы и возможности. Среди них выделяют:

  • подъемные выплаты;
  • специальную программу ипотечного кредитования;
  • поддержку при покупке жилья (не ипотека).

Фактически граждан стимулируют для трудоустройства. Крайне привлекательной считается именно ипотека. Для молодых учителей, как и для большинства новоиспеченных специалистов, вопрос жилья стоит очень остро. Поэтому в России предложена помощь в этом вопросе. Причем такая, чтобы даже среднестатистический преподаватель мог получить собственное жилье.

Статус молодого специалиста

Для начала следует понять, кто такой молодой специалист. Ведь только тогда получится в полной мере осознать, какие кадры имеют право на В России специалист - это гражданин, который получил диплом о высшем или среднем специальном образовании.

А кто такие молодые специалисты? Выпускники вузов и техникумов, которые впервые трудоустраиваются в бюджетную сферу по полученному образованию. Фактически любой современный молодой выпускник получает этот статус. А значит, он имеет право на некоторые льготы. Особенно если речь идет об учителях.

Возраст - это проблема

Немаловажным моментом является еще и возраст выпускника. Молодые учителя - это граждане, которые не достигли 35 лет. В некоторых городах данная планка устанавливается на более низкой позиции - 30 лет. Точную информацию следует узнавать в каждом регионе на тот или иной момент.

Получается, что только что выданного диплома недостаточно. Если кто-то решил уже в зрелом возрасте стать учителем, на звание молодого специалиста он может не рассчитывать. Этот факт нужно учесть в обязательном порядке. Ведь он способен помешать получить те или иные бонусы от государства.

Подъемные

Первый тип помощи - денежный. Это подъемные. Молодым учителям данные выплаты положены в качестве единовременного пособия, которое выплачивается при трудоустройстве в то или иное государственное учреждение.

Точная сумма везде разная. Поэтому за конкретной информацией нужно обращаться в администрацию региона проживания. Величина денежной выплаты составляет от 20 до 100 тысяч рублей. В сельских местностях, как правило, подъемные назначаются более высокие, чем в городах.

Помощь с жильем

Следующая особенность - это то, что молодые учителя имеют полное право на помощь с покупкой жилья. Или на полное обеспечение оным. Второй вариант чаще всего встречается на практике. Обычно распространен в а также данный тип поддержки оказывается учителям, которые приехали из других областей страны.

Данный вопрос индивидуален. Как показывает практика, учителям предоставляют место в общежитии. Небольшая, но помощь. При этом молодые учителя имеют право на государственную поддержку в вопросах ипотечного кредитования. Так что место для проживания государство преподавателям обеспечивает в той или иной степени.

По Трудовому кодексу

Также следует обратить внимание на некоторые особенности законодательства. Например, на то, что в Трудовом кодексе РФ для молодых специалистов существуют свои правила трудоустройства. Этот момент крайне важен.

На что может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты, ипотека, помощь в обеспечении жилья - все это не имеет никакого отношения к трудовому законодательству страны. При трудоустройстве молодые специалисты (не только преподаватели) имеют полное право на принятие на работу без испытательного срока.

В ТК РФ четко указано, что для данной категории лиц испытаний быть не должно. Но только при условии, что гражданин первый раз после получения диплома трудоустраивается, и сразу же по полученной специальности. Правило имеет законную силу в течение года после выпуска.

Продление статуса

Молодой специалист-учитель - который позволяет пользоваться льготами и выплатами в той или иной степени. В некоторых случаях можно продлить его. Как именно?

Существует несколько приемов, которые помогают решить поставленный вопрос. Максимальный срок, на который можно продлить статус, - 6 лет. Он автоматически удлиняется, если:

  • гражданин проходит срочную службу в армии;
  • во время обучения в аспирантуре на очной форме;
  • речь идет об учительнице, находящейся в отпуске по уходу за малышом, а также ввиду беременности.

Выплаты молодым учителям требуется оформлять как можно скорее. Все это из-за того, что с момента трудоустройства статус сохраняется только 3 года, после чего он полностью утрачивается и не подлежит восстановлению.

Ипотека

Есть ипотека под названием "Молодой учитель". Программа эта носит федеральный статус. Она была придумана специально, чтобы помочь новоиспеченным преподавателям с получением собственного жилья. Выдается при определенных условиях.

Следует отметить, что процентная ставка по данной ипотеке в среднем составляет 8,5 процента. При этом важно, чтобы ежемесячный платеж не требовал от учителя уплаты более 45 % заработка. Чаще всего данное правило распространяется на преподавателей, которые должны будут работать в сельской местности. Но и обычным учителям тоже предлагают подобное кредитование.

Еще один нюанс относительно ипотеки - это то, что "Молодой учитель" (программа федерального масштаба) требует уплаты в качестве первоначального взноса всего 10 % средств будущего владельца квартиры. Остальные деньги предоставляются государством в качестве компенсации.

Условия для ипотеки

Какие могут быть во время получения ипотеки проблемы? Молодых учителей тщательно проверяют на соответствие установленным правилам оказания государственной поддержки. Поэтому нужно знать все условия, способные помешать процессу.

Среди основных требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяют следующие факторы:

  • возраст до 35 лет (как мы уже сказали, в некоторых городах бывает и до 30, но это редкость);
  • трудоустройство после выпуска по специальности;
  • работа должна быть в бюджетном (государственном) учреждении;
  • заключаемый договор продолжительностью минимум на 3 года;
  • стаж в области педагогики (зависит от региона, нужен в основном для ипотеки).

Следует обратить внимание, что после получения того или иного диплома молодые учителя должны трудоустроиться в течении 3 месяцев максимум. Но и этот срок рекомендуется уточнять в каждом регионе. Вполне вероятно, что он может оказаться где-то более коротким.

Прочие льготы

Ипотека для молодых учителей, выплаты, пособия - все это помогает привлечь новые кадры в сферу образования. Существуют некоторые особенности, которые предоставляются молодым специалистам в разных регионах. Речь идет о менее важной поддержке, которая зачастую устанавливается конкретным учебным заведением.

На что еще может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты единовременных пособий - не единственная денежная компенсация, которая предоставляется гражданам. Помимо этого можно рассчитывать:

  • на частичную или полную оплату расходов на транспорт до учебного заведения;
  • субсидии на строительство и благоустройство дома;
  • полное или частичное возмещение расходов, связанных с содержанием детей учителя в школьных и дошкольных образовательных учреждениях;
  • льготы при поступлении в те или иные школы.

Надбавки к заработку

Молодые учителя имеют право на еще одну особенность, которая регулируется региональными нормативными актами. Дело все в том, что за свой статус граждане должны получать повышенный оклад. Здесь роль играет то, насколько хороший диплом выдан специалисту.

Например, прибавка к зарплате молодого учителя составляет 40 %. Если специалист окончил вуз с отличием и имеет он будет получать дополнительно 50 % заработка от своего оклада.

Какие можно дать советы молодому учителю? Как действовать, чтобы получить все положенные льготы и не потерять свой статус? На самом деле рекомендаций не так уж и много. Граждане должны:

  • заранее поинтересоваться льготами для молодых специалистов в регионе трудоустройства;
  • не медлить с поиском работы (лучше начинать делать это заранее);
  • искать место для долговременного трудоустройства;
  • стараться получить красный диплом;
  • поинтересоваться льготами для молодых специалистов в выбранном учебном заведении.

Уже было сказано, что в сельской местности обычно больше надбавок и выплат предоставляется. Обращаться со всеми вопросами нужно или в городскую администрацию, или во многофункциональные центры.

В предоставлении субсидии могут отказать. Ведь все денежные средства берутся или из регионального, или из федерального бюджета. Если денег нет, то гражданину не сумеют помочь. Но молодые учителя смогут попытать счастья в следующем году. На самом деле все не так трудно, как кажется. Каждое учебное заведение постоянно придумывает, чем привлечь молодые кадры. И этот пункт тоже не следует забывать. Выплаты, субсидии и жилье молодым учителям положены в каждом регионе России. Главное - узнать правила предоставления оных.

ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

Аушахманова Б.Т.

методист Инновационный центр развития

образования и воспитания

управления образования

Павлодарской области

Каждый год во многих школах встречают молодых учителей, выпускников пединститута. Эта тема стара, как мир. И тем не менее, вечна и всегда волнующа: это тема новых судеб.

Статью, которую вам предлагаю, может кому-то показаться тоже «старой», традиционной. Но не спешите с оценкой: выполнять традиционные советы, как и следовать простым истинам, как заповедям, - самое трудное дело.

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры:

При вхождении в профессиональное образовательное пространство;

В профессиональном самоопределении;

В творческой самореализации;

В проектировании профессионального роста;

В период самоорганизации и развитии профессиональной карьеры.

Два ведущих направления выделяются в становлении учителя: профессионализация (новые качества профессионала) и социализация (появление новых качеств личности).

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей - первый год их работы. Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда - с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих трудовая деятельность мастеров - школа профессионализма мастерства, ответственного отношения к своему делу. Надо ли убеждать руководителей школы, как важно привлечь учителей мастеров к передаче опыта молодым? Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого учителя. Она помогает выявить его затруднения, способствует поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить способы их развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Наиболее эффективным при проведении диагностики является использование метода экспертных оценок и статистического анализа информации. При этом осуществляется оценка труда как бы со стороны, но при диагностике учитель получает сведения о требованиях к своему труду, о способах оценки и тем самым овладевает умением самостоятельно диагностировать свой труд и опыт, обретает способность к самоанализу и самооценке.

Руководителям школы полезно ознакомить молодых учителей со способами, разработанными В.П. Беспалько. Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:

- «актуальное Я» - каким сейчас себя видит учитель;

- «ретроспективное Я» - каким он себя видит на начальных этапах работы;

- «идеальное Я» - каким хотел бы стать учитель;

- «рефлексивное Я» - как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

Актуальное «Я» - центральный элемент профессионального самосознания учителя и основывается на трёх других.

Этапы самодиагностики - самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция - образуют замкнутый цикл. Молодой педагог учится исследовать свою деятельность, определять свои затруднения, потребности, возможности для самосовершенствования деятельности. Молодой учитель становится активным субъектом своего профессионального роста. Таков личностно ориентированный развивающий подход в управлении профессиональным становлением молодого педагога. Он существенно отличается от традиционного директивно опекающего стиля, при котором учитель долго остаётся учеником, нуждается в «костыле».

Самодиагностика, саморефлексия избавляют молодого педагога от мелочной опеки, очень быстро выводят его на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного профессионального самосовершенствования. Это высшая ценность управления профессиональным становлением молодого специалиста в контексте личностно ориентированного подхода.

Учиться нелегко, молодому учителю предстоит обучать и воспитывать детей, завладевать их сердцами, корректировать и совершенствовать их поступки, показывать и доказывать детям: «как правильно учить и учиться!» С одной стороны – субъектом обучения должен быть он сам в качестве цели восприятия, обогащения и подготовки реализации своих педагогических идей, накопленных педагогами данного коллектива. Принимая молодого учителя в свой педагогический коллектив, мы должны обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

Многие вопросы интересуют и беспокоят молодого учителя:

Составление планов уроков

Грамотная постановка триединой дидактической цели урока

Координация работы учащихся

Отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия

Повышение эффективности учебного процесса

Высокое качество обучения с реальными результатами

Основополагающие задачи школы при работе с молодыми специалистами:

Работа с нормативными документами

Разработка планов уроков

Постановка домашнего задания

Анализ урока

Успехи молодого учителя

Особенность общения с коллегами

Методы работы с родителями

Поведение преподавания

В помощь молодому учителю

Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:

С инструкциями

Уставом школы

Приказами по режиму работы школы

Нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.

В помощь молодому специалисту. Правила для учителя

    Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собст­венного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовер­шенствованию.

    Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать об­становку взаимопонимания, от которой существенно зависит и харак­тер нравственных отношений в школе.

    Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важ­нейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитан­никами. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требова­ния и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

    Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нрав­ственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоот­ношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не мо­гут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому прояв­лению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать спо­собность откликаться на чужое несчастье.

    Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регу­лирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее по­рой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, ох­ваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю ду­шевную боль.

    Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами админи­стративного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению от­рицательного заряда в нравственной атмосфере.

    Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, посто­янно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу прово­димых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.

    Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от на­смешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не до­пускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаи­моотношениях с учащимися.

    Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных по­ступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

    Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на со­вершенствование системы нравственных отношений, ее саморегули­рование.

    Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит по­следнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребен­ка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное пра­вило для учителя.

    Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

    Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положи­тельные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

    Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливо­сти, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкре­пляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

    Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных кон­фликтах.

    На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориента­ции, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фак­тов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

    В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.

    Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основан­ные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

    Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоот­ношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учите­ля к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего про­фессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

Использованная литература

Л. Маслова. Методическая работа в школе №02. 2009г.

(Л.Г. Охотин. Психологические основы урока. - М.: Просвещение, 1977)

Психология и педагогика

Итак, вы окончили педагогический институт и планируете сделать неслыханную вещь - пойти преподавать в школу. Но учить детей - не фунт изюму слопать. Молодой педагог, как и любой начинающий специалист, временами оступается. Существует несколько типичных ошибок, присущих новичкам в преподавательской деятельности. И в этом есть плюс, потому что «предупреждён - значит вооружён». Рассмотрим типичные ситуации на учительском поприще и выделим основные правила для молодого педагога.

1. Учить - и никаких гвоздей!

До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое - учить самостоятельно.

Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят.

Не нужно бояться детей - отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.

2. Преступление и наказание

Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания - дневник на стол. Ещё один проступок - запись для родителей в дневнике.

По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.

3. Всегда на связи

Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.

4. Право на ошибку

Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель - заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога.

В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс. Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных. У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер - профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре - популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

5. Доброе слово и кошке приятно

Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу.

Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения - залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети - тоже люди, вот в чём секрет.

6. Не «по понятиям»

Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен.

Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте.

В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.

Ещё по теме:

7. Почувствуйте себя архивариусом

Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы.

Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.

8. Время вести дневник

И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память - информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге.

Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Некоторые сайты, например сервис , предлагают подготовку к урокам и ВПР, проверку заданий и посещение курсов. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.

Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания.

Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме - подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь - так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.

10. «С ремеслом спеши дружить - в коллективе легче жить»

Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника - человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии - с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.

Рассматривая советы, нетрудно заметить, что в их основе лежат простые истины: быть открытым, аккуратным, справедливым, не бояться того, что делаешь. Такие «правила» помогут избежать некоторых проблем в будущем и сработают в любой профессии, а особенно в педагогической сфере.