Языческая русь годы. Язычество в древней руси и его роль в развитии русской культуры

Языческая русь годы. Язычество в древней руси и его роль в развитии русской культуры
Языческая русь годы. Язычество в древней руси и его роль в развитии русской культуры

ВВЕДЕНИЕ

"И вот, начните,

Во-первых -

Главу пред Триглавом склоните!"

Велесова книга

Время дохристианской Руси является наименее изученным и наиболее противоречивым. Противостояние сиё вполне объясняется тем, что в период Крещения тщательно уничтожались все данные об языческой культуре славян. Тогда были порушены все чуры и идолы славянских Богов; носителей языческого верования уничтожали и физически, и морально. Средневековая церковь, как известно из истории, не ведала пощады к иноверцам; тому доказательством многочисленные крестовые походы и костры инквизиции. Христианское мировоззрение не поощряло этого, однако кровопролитие продолжалось. Не обошло оно и языческую ещё Русь; значительная часть народа не приняла новой веры, в результате чего начались гонения язычников. Последняя языческая крепость - Аркона, находившаяся на острове Руян (ныне принадлежит Германии) пала только в 1168 году, а до того негласная война между церковью и язычниками не прекращалась. Многие историки полагают, что "Повесть временных лет" не есть тот документ, который правдиво отражает историю того времени. В эпоху становления церкви на Руси большинство летописей писалось по её "заказу" и, соответственно, под её строгим наблюдением. Посему учёные ищут более достоверные сведения о тех годах. Важной основой для изучения того времени служат сохранившиеся до нашего времени изустные предания, мифы, легенды и сказки. В последние годы появляется всё больше археологических находок, связанных с той эпохой. Раскопан древний город Аркаим, в котором когда-то жили предки славян. Найдены уникальные исторические документы - "Велесова книга", "Веды славян", "Голубиная книга". В данной работе предполагается обобщить и упорядочить сведения об языческой Руси.

    -- ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ ВЕРЫ
Священной прародиной славян принято считать таинственную Гиперборею - значительную часть Евразийского материка, которая находилась предположительно в северной его части. Границы Гипербореи определены нечётко, но есть предположения, что эта страна располагалась на следующей территории:
          -- Северо-западная часть - от Финляндии и островов балтийского моря до Кольского полуострова и Карелии. -- Юго-западная часть - плодородные равнины, раскинувшиеся от реки Буг (Дунай) до реки Ра (Волги). -- Центральная часть - практически весь Уральский хребет (Ирийские, или Арийские горы). Именно здесь обнаружены остатки Аркаима. -- Северо-восточная часть - острова Северного ледовитого океана и весь север Сибири до впадения реки Коло (Колымы) в океан. -- Юго-восточная часть - предположительно захватывала обширные земли Сибири вплоть до хребта Сихотэ-Алинь. Впоследствии отсюда ещё южнее переселились самые родственные славянам народы - индийцы.
Истоки славяно-ведических и языческих верований необходимо искать именно на этой, Гиперборейской территории. Как следует из сохранившихся преданий, именно здесь сошли на Землю славянские Боги - сошли для того, чтобы породить несломимый, стойкий славянский Род. Именно слово Род долгое время ассоциировалось у предков славян с высшим Богом, и лишь позднее этот Бог стал называться Триединым, то бишь Триглавом. Три главных лика Рода-Триглава - это Сварог, Перун и Велес (данное представление о Боге во многом схоже с христианской Троицей - Бог-Отец, и Бог-Сын, и Бог-Святой Дух). В более позднее время появились и остальные лики Триглава, некоторые из которых впоследствии стали считаться отдельными Богами.
    -- Лики Бога Высшего, или Боги славян
Языческое верование славян во многом схоже с верованиями других народов, однако есть несколько существенных различий. Во многих дохристианских цивилизациях был один Высший Бог, а все остальные Боги представлялись либо членами его семьи (тогда этому Богу назначалась супруга - Богиня, как это было у духов и римлян), либо отдельными языческими идолами. Славянское же верование первоначально отличалось тем, что все мелкие Боги, отвечавшие за погоду, урожай и т.д. представлялись ликами одного высшего - Рода, позднее - Триглава. Увы, с течением времени и с влиянием на славянские земли западных стран, эта система преобразилась и стала подобна греческой. Верховным Богом был объявлен Сварог; в супруги назначена Богиня Любви - лада; все остальные кумиры были представляемы их потомками. Тем не менее, первоначальное верование более интересно, поскольку отличается от прочих ещё и тем, что ликами Высшего Бога зачастую представлялись предметы и животные, а также нематериальные понятия. У Высшего Бога Рода-Триглава было три главных лика и целый ряд дополнительных. Как уже упоминалось выше, главные лики - это Сварог, держатель неба, создавший два царства: царство Богов - Сваргу и царство светлых людских Душ - Ирий (рай); Перун, властитель стихий, повелитель мужества, главное оружие которого - молния и Велес, бог земной, дарующий урожай и заботящийся о скоте. Позднее Велеса в этой тройке заменил Коляда, а Перуна - Вышень. Особенно интересно рассмотреть дополнительные лики Рода, выполняющие различные функции:
    -- Лада - богиня Любви, хранительница Мир-Лады - Мировой Гармонии. -- Вселенная - главное творение Бога также представлялось его ликом. -- Человек - если Боги сотворили людей, то естественным для славян было находить в человеке лик Бога. -- Природа - само её название говорит за себя: при Роде, значит, при Боге. -- Явь - мир явленный, существующий. -- Навь - мир вымышленный, мир иллюзий. Как правило, в этот мир попадали не нашедшие покоя души умерших людей. -- Правь, Правда - особый путь жизни, обозначенный заветами Бога. Слово "православие" появилось задолго до принятия на Руси христианства и означало славление пути Прави. -- Ра - солнце, свет, радость нового дня. В некоторых источниках можно найти упоминание о том, что славяне почитали Ра ещё и как собирателя светлых мыслей человеческих. Египетский Ра, однако же, был неизвестен славянам, и это тем более удивительно, что у народов, живущих на севере и юге, были одинаковые представления о солнечном Боге. -- Матерь Сва (иногда Птица Сва) - покровительница всех матерей. Почему её ассоциировали с птицей, остаётся до сих пор непонятным. -- Славянские Веды - знания, оставленные людям Богами. Ещё одно удивительное совпадение с верованием другого народа - в Индии также почитали Веды. Кстати, многие лингвисты замечают большое сходство русского языка с древним языком индийцев - санскритом. К тому же, индийцы - это родственный нам народ. -- Корова Земун - опять-таки, совпадение с Индией - священное животное. Корова расплескала своё молоко по всему миру, сотворив Дорогу Водана - он же Млечный Путь. -- Алатырь-камень - священный камень, вмещающий в себя Дух Бога, сакральный центр мира. По верованиям славян, земной осколок камня лежит на высочайшей вершине Ирийских (Уральских) гор. Возможно, слово алтарь произошло именно от слова Алатырь.
Это, конечно, далеко не все лики Бога; подробное перечисление их заняло бы гораздо больший объём. Однако уже можно сделать вывод: языческая Русь была не совсем уж дикой страной, как это можно увидеть в "Повести временных лет". Но не будем забывать, что сия летопись была написана, скорее всего, "под заказ".
    -- ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Рассмотрим некоторые обычаи наших далёких предков. Многие обряды и традиции ныне утрачены, однако некоторые обычаи соблюдаются до сих пор. Конечно, редко где встретишь свершающих обряд тризны в его первоначальном виде; тем не менее, рассказ об этом и других обрядах может пригодиться изучающим русскую историю. Обычай 1. Тризна. Многие считают, что само понятие тризны появилось на Руси лишь с приходом христианства, но это ошибочное мнение. Христиане позаимствовали это слово для собственных нужд. Но что же оно обозначало ранее? "Тризна" - буквально "три значения". Так говорилось об обряде поминовения предков, сжигаемых на священных кострах. Первое значение тризны - сожжение тела на костре как очищение Души, которая вместе с искрами пламени возносится ввысь, к небу, и попадает в Ирий - древнеславянский рай. (Как видим, слова "Ирий" и "рай" похожи. Христиане позаимствовали старое слово, придав ему новый облик. Вообще, христианская вера по большей части составлена из осколков других религий. Даже обряд тризны и тот "сплагиатничали", сжигая ведьм на кострах - тем самым придав и тризне, и ведьмам - ведающим женщинам - негативное значение). Второе значение тризны - радость за умершего, а не горе, как это принято в современном мире. Действительно, если Светлую Душу (а этому обряду подлежали только таковые) отяготить слезами при уходе в мир иной, то ей будет неспокойно и тягостно в Ирии, а если подарить ей прощальную улыбку - то и сама Душа откликнется на этот призыв, став ещё прекрасней. Третье значение - преодоление страха перед смертью. Если ты всегда жил по законам Прави (см. далее), то разве должен ты страшиться того, что вознесёт Душу твою выше неба и подарит прощальную улыбку сородичей? Обычай 2. Прославление Рода. Сейчас, спустя тысячу лет, многие считают этот обычай всего лишь возвеличиванием мужского полового органа, который и назывался Родом. Но это совсем не так! Под Родом понимался весь славянский Род, произошедший от спустившегося в Арктиде (Гиперборее) на землю Бога Рода (Триглава). Сейчас многие называют Гиперборею, да и саму Россию, страной Богов. К чему бы это? Ответ прост - и гиперборейцы, и их потомки россы произошли от Богов и составляют единый Божественный Род. А все, кто нарушал Правь - заветы, установленные Родом - признавались полукровками и не могли принадлежать Роду. Обычай 3. Прославление пути Прави. Право-славие - есть славление Прави, единственно истинного пути Жизни, утверждения Мирлады - гармонии со всем окружающим. Правда и Правь - суть однокоренные слова. Правь - это законы, данные нам Богом Родом. Более подробно они приведены в "Велесовой книге" и в "Ведах славян", мы ограничимся самыми основными:
    -- Чтить собственный славянский Род, не предавать его и уважать веру предков. -- Чтить заветы старших Рода своего. -- Каждодневно укреплять славу Рода, возвеличивать его делами, поступками и мыслями. -- Искоренять ложь, посеянную на Земле Русской её врагами. -- Защищать Род от вымирания и уничтожения, жить на своей родовой земле. -- Не делом, так Словом воевать за Род свой. -- Врагов Рода Славянского стремиться не уничтожить, а переделать, объединившись в идеале с ними, составив Сваргу Земную, подобную Божественной.
Обычай 4. Закаливание и ходьба босиком. Есть ещё люди, поддерживающие эти традиции, заботящиеся о своём здоровье. Наши предки были во много раз закалённее современных моржей и свободно плавали голышом по холодным морям Арктиды, позднее ставшей Арктикой. Они без затруднений ходили босиком по земле, в том числе и по камням, не ранились при этом. Босыми ступали и по снегу, и по льду; ходивший в обуви считался болезненным и хилым. И это приводило вовсе не к болезням, а к долголетию и воистину сибирско-северному здоровью, стойкости перед морозом. Предкам нашим не было нужды убивать несчастных животных ради меховых шуб - росичам достаточно было лёгкой одежды, что соткана была из... паутины. (До сих пор многие археологи ломают голову над найденной древней рубахой, изорвавшейся, но по большей части сотканной из паутины с небольшими вкраплениями льняной ткани). Предки не покрывали головы шапками - это считалось позорным; светлый цвет волос формировался именно под воздействием мороза, который был славянами легко переносим. Сегодня же не каждый современный человек решится пройти босиком в лесу, пусть даже летом и при жаркой погоде. Многие почему-то считают это диким, другие боятся схватить простуду. Но те, кто занимается даже таким простым обрядом, как ходьба босиком, становятся лишь здоровее. Всё дело в том, что, когда человек нагими ступнями идёт по земле ли, по снегу, происходит свободный обмен энергиями между человеком и землёй, происходит взаимная гармония человека и природы. Вся негативная энергия уходит через стопы в землю, перерабатывается ею в позитивную и возвращается человеку оздоровляющей порцией. Обычай 5. Народное вече. Сей обычай существовал задолго до основания Великого Новгорода и принятия христианства на Руси. Вече - это подлинная форма демократии, а не демонократии, которую мы наблюдаем сегодня. В руках народного вече была вся власть. Приняли бояре решение о чём-либо, и тут же собирается вече, которое определяет - правильное это решение или нет. И если вече наложит запрет, бояре должны подчиниться воле народа. Состав народного вече постоянно варьировался, это было совсем не похоже на нынешнюю Государственную Думу. Конечно, это лишь некоторые из множества, бессомненно, мудрых обычаев славян. Большинство этих традиций было бы неплохо возродить; по крайней мере, в нынешних непростых условиях каждому человеку хотелось бы, чтоб он был полностью здоров, чтоб с его семьёй, народом всё было в порядке, чтоб принимались мудрые политические решения, чтоб соблюдались духовные заветы. Именно эта духовная основа, заложенная в языческой Руси, была во многом подспорьем для тех, кто решился на принятие христианства - во многом схожей религии. К огромному сожалению, многие языческие традиции сразу после Крещения были забыты либо отринуты.
    -- ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
Многие праздники славян вошли в современные православные традиции, некоторые же были забыты.
          -- Встреча Новой Весны (1 белояра = 21 марта)
Раньше не было словосочетания "Новый Год", люди говорили: "новая весна", "парнишка двадцати вёсен". Таким образом, началом года (точнее, Весны) у славян нужно считать 21 марта.
          -- Радуница Малая (Тризница). Поминовение пращуров. 9 белояра = 29 марта. В современном мире аналогом можно назвать Родительский день, хотя справляются эти праздники по-разному. Радуница более духовна и осмысленна. Помимо обряда тризны, она включает в себя ещё множество мелких обрядов. -- День Даждьбога. Начало Ладиных праздников (неделя после Радуницы). 10 белояра = 30 марта. Даждьбог - первый Бог, начавший учить людей Прави. Ладины праздники - неделя, посвящённая Богине Любви Ладе. -- Велесов день. 5 белояра=4 апреля. Дней, посвящённых Велесу, несколько. Весенний праздник означал время первого посева. -- Семик-день, Русалий, Ляльник. 26 белояра=15 апреля. Девичий день, когда молодые девы окунались в водоём, загадывая найти жениха и пускали венки по воде. -- Сварожий пир. 17 ладня=7 мая. Пир Богов в Сварге. День, посвящённый памяти великих побед. Не удивительно ли, что он почти совпадает с Днём Победы? -- Велик-день (приблизительно 28 ладня=18 мая). День священных свадеб. В этот день равновесны Явь и Навь. -- Вторая Радуница (второй день после Велик-дня). Сия Радуница не только вспоминает пращуров, но и славит ныне живущих, особенно тех. Кто в Велик-день свершил свадьбу. -- Купала (31 купальня=21 июня). В этот день разыгрывались огненно-водные мистерии. Прыжок через костёр был символом очищения. Супружеские пары проверяли крепость семейных уз: они прыгали через костёр, взявшись за руки, и нельзя было, чтобы ладони разомкнулись - тогда не будет в семье лада. -- Солнцеворот (1-4 кресеня=22-25 июня). Прославление Солнца как дающего жизнь божества. Дни костров. В это время, как правило, укреплялась воинская сила. -- День Велеса (21 кресеня=12 июля). С этого дня начинается косьба, заготовка сена. В этот день почитался не только Велес, но и священный камень Алатырь. -- Перунов день (11 ильменя=2 августа). День грозы и яри, день покровителя воинов Перуна. -- Медовый Спас (23 ильменя=14 августа). -- Яблочный Спас (28 ильменя=19 августа). Эти два праздника практически не изменились до наших дней, однако не стоит забывать, что Спасителем у славян был Даждьбог, главный защитник славянского народа. -- Успение Майи (6 святовита=28 августа). Майя (Злата Майя) - также, как и птица Сва, олицетворяет всех матерей. Сжатые колосья представлялись златыми волосами Майи. -- День Купальницы (26 святовита=17 сентября). Купальница - защитница от огня чужеродного. -- Овсень (30 святовита=21 сентября). Огненное прощание с летом - Семарглом, встреча Велеса - Осени. -- Крышень-Коляда (23 велесеня=14 октября). День зачатия Коляды. Обретение Землёй покровительства Сварги. -- Колядования (священное Коло). 10-22 коляденя=30 декабря - 11 января. -- 1 бересеня=20 января. Водосвятие. День освящения зимней воды. По преданию, именно в этот день Крышень пролил на землю небесную сурью и освятил ею водоёмы. -- 27 бересеня=15 февраля. Сретенье. День Сречи. Среча (Макошь) есть богиня судьбы, при этом богиня удачливая. Другим ликом Макоши является Майя как первая завязка Нити Судьбы. Третий лик, соответственно, Птица Сва. -- Масленица (24-30 лютеня=14-20 марта). Проведение данной Седьмицы олицетворялось с приходом новой Весны и проводами зимы маскарадом.
Как видим, большинство славянских и христианских праздников имеют общие корни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У России очень своеобразная история, полная тайн и загадок, связанных с той или иной эпохой. Но больше всего этих тайн и неясностей приходится на время языческой Руси и время Крещения. Россиянам очень важно и нужно знать подлинную историю своей страны. От нашего народа так долго скрывали историческую правду о том или ином времени, что многие люди попросту переставали быть патриотами, хранителями Родовой земли. Патриотизм воспитывается яркими историческими примерами. К сожалению, сегодня такими примерами являются люди, власть имевшие, но далеко не всегда умевшие ею распоряжаться. А ведь нам гораздо важнее знать, что наши предки были не дикими варварами, а мудрыми людьми. Только тогда появится гордость за страну, за древнюю мудрость, дошедшую до наших дней, за извечную духовность, присущую народу, исповедующему православие.

    -- Александр Асов "Мир славянских Богов". - М.: Вече, 2002. -- Александр Асов "Священные прародины славян". - М.: Вече, 2002. -- Дёмин В.Н. "Русь Гиперборейская". - М.: Вече, 2002. -- Грушко Елена, Медведев Ю. "Энциклопедия славянской мифологии". - Назрань: Астрель, 1996. -- Мегре Владимир "Родовая книга". - С.-Пб: Диля, 2005. -- Мегре Владимир "Сотворение". - С.- Пб.: Диля, 2004. -- Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. "Святая Русь: от Исхода до Крещения". - М.: Вече, 2003.

Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру до возникновения христианства.

А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства.

Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой. Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым коих славили наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть яростнае, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.
И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов. То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков.

Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до Рождества Христова. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками. И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство, но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду. А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.

Язычество славян на Руси

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий, а не одно единственное. Сегодня язычество понимается не только и не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а вместо язычества веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, но имели в основе один язык. Так Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах, как о язычниках, то есть, имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и вообще употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Также следует отметить, что очень часто верования верхушки общества довольно сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях не всегда совпадало со взглядом на язычество мелких деревень.

С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство , начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества. В итоге, после Крещения Руси в 988 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.

Суть славянского язычества

Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

    Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;

    Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира):

    Велес - покровитель сказителей и поэзии;

    Волос - покровитель скота;

    Дажьбог - солнечное божество, считается предком всех русских людей;

    Мокошь - покровительница прядения и ткачества;

    Род и рожаницы - божества, олицетворяющие судьбу;

    Сварог - бог-кузнец;

    Сварожич - олицетворение огня;

    Симаргл - вестник между небесами и землей;

    Стрибог - божество, связанное с ветрами;

    Хорс - олицетворение солнца.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией. Но новым образом мысли, стало иметь огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много) вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12 века, однако затем стало постепенно угасать.

Язычество Древней Руси – система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и доминирующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году. Вплоть до середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, продолжало исповедоваться значительной частью населения Руси. После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и жизненный уклад, что сохраняется по сей день.

Верования древних славян уходили корнями в религиозные воззрения древних индоевропейцев, из числа которых славяне выделились во II–I тысячелетии до н. э. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), система языческих верований дошла до IX–X столетий.

В Лаврентьевской летописи упоминается, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за теремным двором», присутствовали идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом-громовержцем, славянским аналогом Зевса и Тора. Он считался покровителем княжеского рода, ему поклонялись в первую очередь в княжеско-дружинной среде. Хорс играл роль бога-солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов. Дажьбога, который тоже олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл, как полагают некоторые учёные, – богом растительности, земли и подземного царства. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремёсел и плодородия. «Богам Владимира» посвящён огромный массив противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов истолкования имён языческих божеств, рассуждают об их племенной привязке и ищут аналоги в германских, балтских, иранских, угро-финских, тюркских культах. Есть мнение, что сказание о «богах Владимира» и вовсе является поздней вставкой с известными по разным упоминаниям именами языческих идолов. Так или иначе, археологические раскопки показали – напротив княжеского двора на Старокиевской горе действительно стояло славянское капище.

Из тех славянских богов, которые не упоминаются в Лаврентьевской летописи, исследователи выделяют бога огня Сварога, особенно почитавшегося крестьянами, богиню весны и бракосочетания Ладу, а также Волоса (Велеса), бога-покровителя скотоводства. Трёх этих богов, а также Мокошь, Перуна и Дажьбога-Хорса выдающийся учёный Б. А. Рыбаков «опознал» на изображениях с каменного идола X века, в 1848 году обнаруженного в реке Збруч (современная Украина) и поэтому вошедшего в историю как «Збручский идол». Примечательно, что у разных славянских племён преобладали культы разных божеств.

На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре нак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).

Сварог — это олицетворение неба, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Стрибог -бог ветров. Дажьбог (Даждьбог) несколько столетий был одним из самых почитаемых на Руси языческих богов. Дажьбог -бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Символами этого бога были золото и серебро. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощая в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имеющее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колёса, также символизировавшие светило. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) -крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков.

О древности его говорит звериный облик. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Леля богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) -богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом, с русалками, орошающими поля, с водой вообще -Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Священным днём Макоши считалась пятница, особо праздновались 12 пятниц в году (каждый месяц). Мужским богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мёртвый». Велес владыка мира мёртвых. Одновременно Велес бог мудрости и поэзии. Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога Медведь, являющийся прародителем диких животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Но «скотий бог» ещё не окончательно теряет медвежий облик: так, русские крестьяне до XX в. хранили в хлевах медвежью лапу как оберег и называли её «скотий бог». С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по-прежнему богом мёртвых -предки, похороненные в земле, были покровителями и подателями урожая. Были у этих богов и свои символы в искусстве.

Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нём. Конь, это гордое стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнерусского искусства, да и много позже его изображение продолжало полвляться на коньках русских изб и теремов. Особым почитанием пользовалось солнце, и изображение огненного колеса, разделённого на шесть частей, прочно вошло в изобразительное искусство.

Эти изображения появлялись на наличниках изб и вышитых полотенцах вплоть до начала XX века. Почитая и боясь домовых, овинников, леших, русалок, водяных и прочих существ, населяющих окружающий мир, славянин пытался отгородиться от них десятками заговоров и амулетами-оберёгами, частично дошедшими до наших дней.

Второй этап развития язычества славян

На втором этапе развития древнеславянского язычества складывается и держится дольше других культ Рода и Рожаниц творца вселенной и богинь плодородия. Это был культ предков, семьи и домашнего очага. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого на земле рождаются дети. Род повелитель земли и всего живого, он языческий богтворец. Спутницами Рода были Рожаницы безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним Оленихам. Роженицы почитались как защитницы молодых матерей и маленьких детей. В это же время складывается и трёхчастное представление о мире: нижнем подземном (символ ящер, змей), среднем земном (люди и звери) и верхнем небесном, звёздном. Изображение данной структуры мира можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь в единичных экземплярах, а также на русских прялках, изготовлявшихся ещё сто лет назад.

Святилища-капища

Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах, а позднее они приобрели четырёхугольную форму. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола, вокруг которого горели жертвенные костры. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Самым известным памятником язычества стал Збручский идол (IX — X вв.) четырёхгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. В верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Ниже идут ещё три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном царстве.

Народные праздники

Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых и тёмных сил природы художественно была закреплена в представлениях славян о круговороте времён года. Их исходной точкой было наступление нового года рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название «коляда». Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенные чучела этих божеств или сжигали, или топили в воде. Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной Масленицы, «русальной недели», сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды чары. На них часто изображались 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг символ 12 месяцев.

Третий этап развития язычества славян

На третьем, завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир I , прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить в Киеве деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Симаргла и Мокоши. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтён слишком диким и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами.

Воинственные боги

Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, Ярило и Перун. Ярило бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным. В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит ещё к III тыс. до н.э. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем похитителем скота, вод, светил и жены громовержца. Перун-змееборец, обладатель молнии молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов. Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев.

Возникновение язычества – это одна из самых интересных проблем в мировой истории. Ведь язычество стало предшественником мировых религий, оно определяло взгляды и жизненную позицию людей на протяжении тысячелетий. Оно было распространено почти у всех народов древности. Объяснить это можно. Дело в том, что многие вновь образовавшиеся народы и племена вышли из одной семьи – индоевропейской. А она, в свою очередь, придерживалась языческих взглядов. И когда народы «покидали» ее, они перенимали эти взгляды и традиции.

Когда возникло язычество? Точного ответа на этот вопрос, конечно, нет. Мы лишь можем предполагать, что событие это относится к четвертому тысячелетию до новой эры, причем, вполне может быть, что и к более раннему временному периоду.

Язычество: история возникновения

Язычество во время своего возникновения было еще очень примитивной совокупностью взглядов, которые были накоплены первобытными людьми. Они могли черпать информацию лишь из окружающей среды. И методы у них были нехитрые: наблюдение, эксперимент и собственный опыт, а также опыт предков. Наверное, поэтому в язычестве появился культ предков. Всегда более старшие, умудренные опытом члены первобытно-общинного строя пользовались уважением и особым почтением. Ведь только они могли спрогнозировать что-либо, например, погоду, поведение животных, всхожесть урожая… А это было очень важной информацией для древних язычников.

Почему возник культ природы в язычестве, собственно, не нуждается в объяснении. Природа была для древнего человека всем. Ведь у язычников не было представления о богах с самого начала. Была только земля, небо, растения, животные, водоемы… Лишь через некоторое время люди стали объяснять непонятные для них явления божественной силой. Также зарождались представления о концепции мира, о его устройстве. Да, они были очень поверхностны и наивны, но они были. Человек думал, пытался объяснить что-то для себя и своих потомков.

Что касается шаманизма, веры в разного рода магические ритуалы и обряды, они тоже появились не сразу. Дело в том, что язычники были уверены, что подобные действия помогут им в жизни. Потом же начались и жертвоприношения, праздники в честь богов. Постепенно язычники начали строить храмы.

Расцвет язычества пришелся на начало новой эры. Тогда оно стало системой мировоззрения для народов, стало образом жизни. Язычество, словно вода, пропитывало все стороны человеческих взаимоотношений. Оно отражалось в культуре, фольклоре (народном творчестве), сельском хозяйстве и во многом другом. Но случилось так, что язычество постепенно стало вытесняться другими религиями, которые, по своей сути, во многом основывались именно на нем. Язычество стало основой, базисом, почвой для взращивания новых религий.