«Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности». Формирование познавательных ууд во внеурочной деятельности Регулятивные ууд внеурочной деятельности

«Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности». Формирование познавательных ууд во внеурочной деятельности Регулятивные ууд внеурочной деятельности
«Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности». Формирование познавательных ууд во внеурочной деятельности Регулятивные ууд внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

во внеурочной и урочной деятельности

(из опыта работы)

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений . Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие:

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

Проводя урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Что я делаю? (нагреваю воду)

А что в природе нагревает воду? (солнце)

Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

Проверим, так ли это? (показываю)

Почему образовались капельки?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

Личностные (формирование интереса)

Регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

    Спортивно-оздоровительная деятельность

    Художественно – эстетическая деятельность

    Научно – познавательная деятельность

    Военно-патриотическая деятельность

    Общественно-полезная деятельность

    Проектная деятельность

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Из Словорецка в Звукоград». Работа велась в группах. Задания были разные:

Задание 1

Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;

Зал № 1
предмет

Зал № 2
действие

Зал № 3
признак

карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):

карандаш
шагать
цвести

ясная
цветок
красивый

яблоко
умные
обедать

Примечание

Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.

Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.

А.А. ВОЛКОВА

Учитель начальных классов

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ во внеурочной деятельности.

В настоящее время информационное общество запрашивает человека, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Задачи школы: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Начальное образование сегодня должно обеспечить развитие познавательной мотивации и интересов учащихся, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик .

Остановимся на одном из видов универсальных учебных действиях –личностных. При поступлении в школу личностные универсальные учебные действия определяют индивидуальную готовность к школьному обучению, а также представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное. Иными словами:

–что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера);

–что я хочу (какие цели я ставлю);

–что я могу (представление о своих возможностях);

–что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую);

–что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).

Одной из составляющих является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. В личностном плане важно представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.

На этапе начального обучения развитие личностных универсальных учебных действий происходит во внеурочной деятельности. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Внеурочная деятельность как аспект формирования универсальных учебных действий школьников

Аннотация. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального, основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность в школе реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы школы. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования .

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, информационные и коммуникационные технологий (ИКТ).

Личностными универсальными учебными действиями называют действия, позволяющие личности выделять социально востребованные задачи как значимые.

Личностные УУД разделяют на 3 составляющие блока:

Первый блок - самоопределение.

Формирование личностных универсальных действий у школьника происходит путём становления ряда задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

Одним из направлений в самоопределении личности ученика является самооценка, которая должна быть сформирована к моменту поступления в школу и диагностируется при определении индивидуальной готовности к школьному обучению.

Следующим направлением в личностном определении являются действия, которые связанны с формированием идентичности личности школьника. Внутренняя позиция ученика является одним из проявлений идентичности, принятием новой роли, нового статуса, позитивного отношения к школе и к изменениям внешней окружающей среды.

Второй блок - смыслообразование.

Смысл и мотивы учения имеют огромное значение. Одними из важнейших задач школы являются формирование и развитие у обучающегося умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Этому способствуют беседы о школе, успехи в учебе и широкое применение ИКТ.

Третий блок - нравственно-этическое оценивание.

Личностные УУД способствуют развитию умения сопоставлять свои поступки с этическими и моральными нормами, принятыми в современном обществе, развитию умения оценивать свое поведение и поступки, способствуют пониманию норм морали: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Задание № 1 «Стул для самоанализа»

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу. Выполнение данного задания позволяет каждому ученику сопоставить, насколько представление одноклассников о нём, совпадает с его собственным мнением о себе.

Возраст: 10-15 лет.

Материал: листы для письма, ручки.

Описание задания: На первом этапе выполнения задания учитель рекомендует учащимся составить короткие фразы на листке бумаги, характеризующие самого себя. Перед классной доской находится «стул для самоанализа». Каждый учащийся, соблюдая очередность, занимает место на стуле. Одноклассники дают сидящему на стуле свою характеристику, а тот, в свою очередь проверяет, насколько его мнение о себе совпадает либо не совпадает с мнением одноклассников.

Анализ занятия. Учащиеся отвечают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого труднее оценивать - себя или других? Узнали о себе(о своем однокласснике) что-то новое?

Домашнее задание. Выполнить дома рисунок «Мои лучи». Нарисовать солнце с множеством лучей. Каждый солнечный луч на рисунке - отражение определенной характеристики учащегося.

Задание № 2 «Шкатулка будущего»

Цель: осознание учащимися своих качеств и мотивов, формирование личностной и коммуникативной рефлексии.

При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.

Материал: конверты, листы для письма, ручки.

Описание задания: один из учеников выходит из класса. Оставшиеся одноклассники называют положительные качества вышедшего ученика, которые помогают ему в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться. На доске записываются качества в 2 столбика. Затем приглашают вышедшего ученика и знакомят его с написанным на доске. Ученик, проанализировав мнение одноклассников, дает свою оценку и отвечает на вопрос: Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? Каким образом ты собираешься это сделать? Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверты с ответами подписываются и отправляются в «Шкатулку будущего». Через определенный промежуток времени (от 1 до 6 месяцев) «Шкатулка будущего» распаковывается и проводится анализ запланированных действий и совершенных учащимися за данное время.

Организацию учебной деятельности учащихся обеспечивают регулятивные действия . К таким относят:

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено, и того, что еще неизвестно учащимся.

2. Планирование - составление плана и последовательности действий; определение очередности промежуточных целей, учитывая конечный результат.

3. Прогнозирование результата, уровня усвоения знаний и временных его характеристик.

4. Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном для выявления отклонений и отличий от эталона.

5. Коррекция - внесение необходимых изменений в план и способ действия в том случае, если обнаруживаются отличия от эталона, реального действия и результата.

6. Оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний.

7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению трудностей.

Задание № 1 «Отгадай определение».

Возраст: 10-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается угадать слово по его описанию. Необходимым условием является объяснение хода выполнения задания.

Состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции (Здоровье)

Поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование удовлетворительного самочувствия (Здоровый образ жизни).

Система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания (Безопасность жизнедеятельности).

Задание №2 «Определи пословицу»

Цель: обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная или индивидуальная под руководством учителя.

Описание задания: Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.

(Дарёному коню в зубы не смотрят)

В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.

(В семье не без урода)

Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.

(Век живи - век учись)

Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.

(Скупой платит дважды)

В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

1. Универсальные общеучебные действия, которые разделяют на:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов поиска информации, также с использованием ИКТ:

- изменение объекта из чувственной формы в модель, с выделением главных характеристик объекта и преобразование модели с целью определения общих законов, которые выделяют данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение как понятие и принятие цели чтения и выбор вида чтения в соответствующей зависимости от цели; выбор информации из прослушанных текстов различных жанров; выделение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

2. Универсальные логические действия, включающие:

- анализ объектов с целью выделения главных и второстепенных признаков;

- синтез как составление целого из нескольких частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- нахождение причинно-следственных связей,

- построение логической связи рассуждений,

Доказательство;

- постановка гипотез и их обоснование.

3. Действия постановки и решения проблем.

Задание № 1 «Выбор экскурсии»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. Возраст: 11-15 лет.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать экскурсию во время каникул. Проблема - выбор интересной для всех экскурсии. Подготовительный этап - организация сбора информации, выбор основных источников информации о различных видах экскурсии в городе. Основной этап - сбор информации о разных видах экскурсий с разных позиций (стоимость, время экскурсии, расписание - время начала, окончания и др.). Сравнение видов экскурсии по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Задание № 2 «Люди рядом с тобой».

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 12-13 лет.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: Учащимся предлагается провести анализ «соседствующего» окружения людей, используя вопросы следующего плана: сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей. На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Коммуникативные универсальные учебные действия выражают социальную компетентность и учет позиции другого человека, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, более успешно войти в среду сверстников и строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений и навыков взаимодействия у школьников ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В контексте универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав которой входят:

· потребность ученика в общении со взрослыми и сверстниками;

· владение вербальными и невербальными средствами общения;

· положительное отношение к процессу взаимодействия;

· ориентация на собеседника;

· умение слушать партнера по общению.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматривают с нескольких позиций:

- Коммуникация как взаимодействие подразумевает общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, а также способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

- Коммуникация как кооперация представляет собой организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) и следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества.

- Коммуникация как условие интериоризации указывает на речевые действия как на средства регуляции собственной деятельности.

Задание № 1 «Строим будущее вместе».

Цель: формирование умения принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: учащимся предлагается объединиться в группы по 5-6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, властью и финансированием. Группа ищет ответы на следующие вопросы: «Улучшение жизни человечества», «спасение окружающей среды от воздействия цивилизации». На выполнение задания дается определенное количество времени. В процессе занятия нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению.

Задание № 2 «Путешествуя по странам».

Цель: формирование умения критически мыслить и решать проблемы.

Возраст: 10-15 лет.

Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.

Описание задания: выполнение данного задания способствует пониманию духовных ценностей и культур различных национальностей. Ребята учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, постепенно овладевают навыками эффективного взаимодействия. Класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими определенную страну. В команде учащиеся получают отличную возможность высказывать различные мнения, участвовать в дискуссиях. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны и того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни и особенности данной национальности. Каждое выступление команд рассматривается с нескольких позиций. Затем особенности каждой страны записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти те ценности, которые неизменны и не зависят от страны, от национальности. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

доклад по теме "Форимрование личностных универсальных учебных действий во внеупорчной деятельности".

Формирование

личностных универсальных учебных действий

во внеурочной деятельности.

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий».

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) ; коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д .), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д .), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера )).

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, как в урочной, так и внеурочной, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

Одним из направлений внеурочной деятельность в нашей школе является кружок «Юный исследователь». Вот только некоторые темы исследовательской деятельности:

Дом, который построил…

Невидимки в нашем доме

Музей, как много в этом слове!

Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.

И это не единственное направление, которое способствует формированию личностных УУД во внеурочной деятельности в нашей гимназии. В рамках реализации ФГОС в школе ведутся кружки:

  • Общественно-полезный труд
  • Русские народные игры
  • Патриотическое воспитание

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

  • Поддерживать познавательную потребность
  • Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся
  • Реализация потребности в самовыражении
  • Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему
  • Участие в общественной жизни школы

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды. Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Существует несколько типовых задач для оценки уровня сформированности личностных УУД.

1 класс.

1.«Беседа о школе»

2.Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

Главные герои и действующие лица сказок - известные сказочные персонажи.

2 класс.

«Беседа о школе». Цель : выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Беседа о школе»

  • Я пришёл, чтобы учиться - 40%
  • Мне нравится- 53%
  • Не знаю - 17%

Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

  • Главные герои и действующие лица сказок - сам учащийся или кто-то из членов семьи.

Как развивать личностные УУД.

  • Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.
  • Предоставление детям права выбора.
  • Привитие навыков самоуправления. (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя, распределить обязанности на ОПТ)
  • Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.
  • Привитие духовных традиций нашего народа - уважение к труду, творчество и созидание. Если вы обратили внимание, то в начальной школе нет исписанных парт, стен, потому что это моё рабочее место. Мне оно должно нравиться.
  • Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек-матрёшек.
  • Создание условий для формирования толерантности.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД - это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий - это необходимость, потребность современного общества.

    (Слайд №5,6)

    В нашу жизнь вновь вошла традиция праздновать народные праздники, такие как Масленица, Пасха, Рождество. На занятие было использовано такое оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Ноутбук, колонки.
  • Конструктор - буквы.

(Слайд №7)

Познавательные УУД.

1.

2.

3. Находить ответы на вопросы.

4.Структуирование знаний.

(Слайд № 8,9,10)

Одним из главных этапов занятия является мотивационный, на котором вырабатываются личностные УУД: смыслообразование - мотивация к познанию и учебе. Большую роль в подготовительном этапе сыграло сотрудничество с родителями. Они оказали помощь в оформлении рецептов блинов к конкурсу, подготовке костюмов к празднику, созданию причесок у девочек в русско-народном стиле, принесли народные бытовые предметы для оформления помещения, заказали блины в столовой для чаепития...

(Слайд №11)

При постановке проблемного вопроса на занятии, в виде лирического стихотворения А.С. Пушкина:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на _________ жирной
Водились русские блины

ребята самостоятельно озвучили тему, тем самым развивая познавательные и личностные УУД.

(Слайд №12,13,14)

На занятии формируются и регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану. (Рассказать о каждом дне праздника и его ритуалах)
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе совместной работы в группах.(Ребята проявляют толерантность по отношению друг к другу.)

(Слайд №15,16,17,18)

Конечно же, на любом занятии у ребят формируются коммуникативные УУД:

  • ( Выразительное чтение «История праздника», докладчики - рассказ о ритуалах каждого дня недели.)
  • Умение работать в группах. (Использование приема мозговой штурм, прием «вишенка», когда ребята организованно показывают окончание своей работы.)

(Слайд №19)

Личностные УУД:

(Слайд №20,21)

Конечно же, в любом занятии присутствует духовно- нравственная составляющая.

Духовно-нравственное воспитание - неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки. На занятии ребята исполняли народную песню «Блины», просили друг у друга прощение. Все это выглядело душевно, трогательно.

(Слайд № 22)

В сценке «Народные гуляния» прослеживаются нотки гражданского воспитания . Ребята через определенную поставленную перед ними ситуацию понимают, что свою силу можно показывать в разных формах (бои подушками ). Понимают, что нельзя причинять друг другу вред показывая свое физическое превосходство.

(Слайд №23)

Через мастер-класс «Приготовление блинов» в ребятах воспитывается трудолюбие и способности к познанию.

(Слайд № 24)

Через физкультминутку, или как я называю игру в «Снежки», воспитывается здоровый образ жизни. Кстати говоря, эти самые снежки мы ранее изготовили на занятии «Данила - мастера, и Марьи- искусницы».

(Слайд № 25)

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Вот я и попыталась через задание вызвать эстетические чувства, восприятие, переживания. В студии «Юный скульптор » группа ребят создали жаворонка, о котором впоследствии и рассказывали.

(Слайд № 26)

Конечно же, по окончанию занятия должна быть рефлексия. Она включает в себя задания, выполнение которых способствует углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях, создает условия для контроля и самоконтроля.

(Слайд №27)

Во время всего занятия прослеживаются межпредметные связи с такими внеурочными занятиями как «Данила-мастер, Марья - искусница», студия «Веселая песенка», студия «Юный скульптор», студия «Юный художник» и курс «Театра» .

(Слайд № 28,29,30)

Система заданий, которые были использованы в занятии, включают в себя «информационный поиск», требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к
познавательной литературе и словарям, развивает у них потребность в поиске
и проверке информации.

«Интеллектуальный марафон» ориентирован на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

«Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД во внеурочной деятельности.Творческая мастерская. »

Формирование УУД во внеурочной деятельности.

Творческая мастерская.

М.Б.У.С.О.Ш.№ 94- Соколова Л.А.


Внеурочные занятия в начальной школе.

  • Программа «И в миру, и в ладу»

Четкова Т.В. - духовно-нравственное направление.

  • Программа «Данила-мастер и Марья-искусница» Николаева А.В., Беляева И.Н., Шаталина В.А., Соколова Л.А., Мигда С.Ю. -общекультурное направления.

Цель и задачи программ:

  • Создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в аспекте гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития на основе историко-культурной среды праздников народного календаря, произведений многонационального фольклора.

Формы занятий.

  • беседы-обсуждения на основе работы с материалом (сказки, пословицы, поговорки и пр.);
  • досуговое общение;
  • игровая деятельность;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • парады сказочных героев;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • уроки творчества (мастерства);
  • деловые игры;
  • интеллектуальные игры;
  • часы здоровья;
  • экскурсии и многое другое.

Творческая мастерская. Внеурочное занятие по программе «И в миру,и в ладу».


Использование оборудования.

  • Интерактивная доска.
  • Ноутбук, колонки.
  • Музыкальное сопровождение, презентация.
  • Конструктор - буквы.
  • Народные музыкальные инструменты.
  • Театральные атрибуты, костюмы.
  • Кухонные принадлежности и т.д.

Формирование УУД:

  • Познавательные УУД
  • 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • 3. Находить ответы на вопросы.
  • 4.Структуирование знаний

Мотивационный этап:

Личностные УУД:

Смыслообразование:

мотивация к познанию и учебе.


Подготовительный этап. (Конкурс –рецепты приготовления блинов.)


Помощь родителей.

  • Подготовка костюмов к празднику.
  • Прически.
  • Народные бытовые предметы для оформления.
  • Заказ блинов в столовой.

Постановка проблемного вопроса.

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на _________ жирной Водились русские блины. А.С. Пушкин

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование темы занятия
  • Личностные УУД: мотивация к познанию и учебе.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.



Коммуникативное УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Выразительное чтение «История праздника».




Личностные УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к традициям праздника, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  • Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

  • Прощеное воскресение (просят прощения друг у друга).
  • Исполнение песни

  • Гражданское воспитание. Сценка «Народные гуляния.»

  • Воспитание трудолюбия, способности к познанию. Мастер-класс «Приготовление блинов».

  • Воспитание здорового образа жизни.
  • ИГРА «СНЕЖКИ».

(физкультминутка)



Рефлексия.

  • Представлены задания, выполнение которых способствует углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях, создает условия для контроля и самоконтроля.

Межпредметная связь (связь между занятиями).

  • «Данила-мастер,

Марья- искусница».

  • Студия«Веселая песенка»
  • Студия «Юный скульптор»
  • Студия «Юный художник»
  • Курс«Театр»

Система заданий.

Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у них потребность в поиске и проверке информации.


Система заданий.

  • Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Система заданий.

  • «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей.