Кто 1 добрался до индии морским путем. Кто открыл Индию? Открытие морского пути в Индию. Какие были попытки открыть дальнюю страну

Кто 1 добрался до индии морским путем. Кто открыл Индию? Открытие морского пути в Индию. Какие были попытки открыть дальнюю страну
Кто 1 добрался до индии морским путем. Кто открыл Индию? Открытие морского пути в Индию. Какие были попытки открыть дальнюю страну

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar

Среди стран, которые начали искать морские пути к Африке и Индии, были Португалия и Испания. Итальянские портовые города играли главенствующую роль со странами Северо-Западной Европы. Торговые корабли пересекали Средиземное море и через Гибралтарский пролив двигались строго на север, огибая Пирринейский полуостров. Средиземное море было монополизировано итальянцами, и корабли Португалии не имели доступа к городам северной Африки.

Начиная с 14 века, португальские и испанские портовые города приобрели особую значимость. Шло бурное развитие торговли, требовались новые морские порты для расширения связей. В города стали заходить суда для перевалки грузов и для пополнения запасов провианта и воды. Но освоить новые морские пути Португалия могла только в сторону Атлантического океана, так как в восточном направлении все пути находились под контролем Италии. Пиренейский полуостров занимал выгодное географическое положение и был удобен кораблей в новые экспедиции.

В 1415 году португальцами был завоеван марроканский порт Сеути, который находился на южной оконечности Гибралтарского пролива. Этот порт и стал «отправной точкой» для прокладки новых морских путей вдоль западного побережья Африки.

У мыса Доброй Надежды

Экспедиция португальского адмирала Барталомео Диаш в 1488 году достигла самой южной точки Африки – мыса Доброй Надежды. Обогнув мыс, адмирал надеялся идти вдоль восточного побережья Африки, но жестокий шторм потрепал корабль адмирала, да и на самом корабле взбунтовались матросы. Адмирал был вынужден повернуть к дому. Прибыв в Лиссабон, он сумел убедить, что дорога на Индию есть.

К лету 1497 года была снаряжена флотилия из четырех кораблей, которая под руководством Васко да Гама направилась на разведку морского пути в Индию. Огибая мыс Доброй Надежды, флотилия потеряла один корабль.

Экспедиция продолжала свой путь вдоль восточного побережья Африки и, войдя в порт Малинди, получила от местного правителя опытного лоцмана, который и привел корабли к индийским берегам. 20 мая 1498 года корабли под предводительством Васка да Гама зашли в индийский порт Каликут.

Бегство, изменившее мир

Отношения португальцев с местным населением не сложились настолько, что Васко да Гама вынужден был вывести корабли в открытый океан в спешном порядке. Дорога домой была полна трудностей и лишений. Только в сентябре 1498 года Васко да Гама с остатками флотилии вернулся в Лиссабон, но морской путь в Индию, открытый португальцем Васко да Гама, изменил многое в мире. Уже через год 13 кораблей бороздили океан по направлению к Индии.

По приказу короля Португалии Мануэля И в 1497 в Индию был снаряжен еспеди- цию, которую возглавил Васко да Гама. Он привлек в состав экипажа определенное количество преступников, осужденных на казнь, которым поручал выполнения опасных задач.

Добравшись порта Малинди, подвержены португальского короля впервые увидели корабли из Индии, а уже через три недели прибыли к заветной страны. Еще за три дня экспедиция подошла к большому городу Каликут (теперь Кожикоде), где европейцы приобрели пряности и драгоценные камни. Обратный была очень сложной: иссякли запасы продуктов, большое количество моряков умер от цинги. В Лиссабон в 1499 вернулся менее половины экипажа. Но результат был достигнут: теперь португальцы знали морской путь из Европы в Индию, благодаря которому их страна имела огромные прибыли в течение многих десятилетий.

Успехи португальских мореплавателей изрядно смутили Европу, особенно испанцев, которые тоже начали искать морской путь в Индию. Между тем ученые убеждались в том, что греки все же правы, утверждая, будто земля имеет форму шара. Итак, вскоре мореплаватели поняли, что, плывя на запад Атлантическим океаном, в конце концов можно добраться Восточной Азии.

Проект маршрута в Индию западным путем составил генуэзец Христофор Колумб. Сначала он пытался воплотить свои замыслы в жизнь в Португалии, но, получив отказ короля, 1485 перебрался в Кастилию, где добился аудиенции у Фердинанда V и Изабеллы.

Королева была поражена непоколебимой верой Колумба в свое путешествие, поэтому согласилась дать ему корабли и нужное снаряжение.

С августа 1492 из города Пал оса в море вышли три корабля: каравеллы «Пинта» и «Нинья» и флагманское судно «Санта-Мария».

Они шли на максимальной скорости днем ​​и ночью, однако прошло больше месяца, а земля до сих пор не появлялась на горизонте. Только 13 октября 1492 команда сошла на земную твердь первого открытого острова (Багамский архипелаг). Здесь жили простодушные люди с кожей медно-красного цвета. Европейцы сдались местным жителям посланцами богов.

Вблизи острова Гаити «Санта-Мария» села на риф, и путешественникам так и не удалось ее освободить.

Части команды пришлось остаться на этом острове, который Колумб назвал Эспаньолой. Поэтому в начале января 1493 назад отправились только «Пинта» и «Нинья». В Испанию Христофор Колумб привез нескольких индейцев, небольшое количество золота, невиданные растения и перья диковинных птиц.

Знаете ли вы, что …

плавания Колумба усилило конкуренцию между Португалией и Испанией. Пиренейские монархии решили поделить между собой все открытые и еще не известны земли. Разделение мира на сферы влияния закрепили Тордесильясский соглашением 1494. Согласно ей, разграничение было проведено по 270 миль в западном направлении от Азорских островов.

Португалия имела исключительное право на земли к востоку от этой линии, а Испания — на запад.

Прежде чем говорить о том, кто открыл Индию, следует понять, почему европейцы вообще стали задаваться вопросами поиска нового пути в эту далёкую страну. Основная причина заключалась в том, что монголы один за другим покорили практически все важные пункты на Торговые отношения для завоевателей не были приоритетными, а потому уже к концу 13-го в. торговля с Китаем и Индией для Европы значительно усложнилась. Заведовали ею арабские купцы, которые наживались на этом как могли.

Первые попытки найти другой путь в Индию

Сразу же после того как Сен-Жан д’Акр - последний бастион Европы на Востоке - пал, в Генуе начали снаряжать экспедицию для поиска морского пути в Индию. На двух галерах, снаряженных продовольственными припасами, пресной водой и всем необходимым, отправились братья Вивальди. По плану сперва они должны были прибыть в Сеуту (Марокко), а уже оттуда направиться в океан, дабы отыскать индийские страны и приобрести там желанные ценные товары. Нет достоверных данных, подтверждающих, удалось ли мореплавателям достичь берегов Индии. Однако уже в начале 14-го в. на картах начинают появляться довольно точные очертания Африки, что говорит о том, что они сумели хотя бы обойти с юга жаркий континент.

Знаменитая экспедиция Васко да Гамы

Некоторые исследователи до сих пор Вивальди теми, кто открыл Индию. Однако официальные данные расходятся с этим утверждением, а Васко да Гама считается единоличным первооткрывателем морского пути на Восток.

В течение столетия после экспедиции Вивальди Испания и Португалия посылали корабли один за другим, однако ни один из путешественников не добился успеха. Летом 1497 года по приказу только взошедшего на португальский трон Мануэля I была подготовлена очередная флотилия для поиска пути в Индию. Командовать четырьмя кораблями монарх поручил командору Васко да Гаме - грамотному и умному человеку, искушенному в дворцовых интригах, который, по мнению Мануэля I, как нельзя лучше смог бы справиться с порученным ему заданием. И он не ошибся, ведь именно Васко да Гама сейчас известен нам как тот, кто открыл Индию.

Подготовкой к экспедиции от начала и до самого отплытия руководил Бартоломео Диаш - человек, который в 1488 году, хотя и не открыл морской путь в Индию, но достиг крайней точки Африки, получившей с его лёгкой руки название мыс Бурь (позже переименован в мыс Доброй Надежды).

Опыт, полученный Диашем, оказался при этом очень полезен. В частности, именно он помог спроектировать новые корабли для путешествия, так как, по его мнению, обычные каравеллы для такого серьёзного плавания категорически не подходили.

Последние приготовления были закончены, и 1497 года экспедиция Васко да Гамы двинулась в далёкий путь. На бортах четырёх кораблей были собраны 170 лучших моряков Португалии. Многим начало пути было знакомо ещё по плаванию с Диашем. Все суда были оборудованы самыми лучшими на то время навигационными приборами, в распоряжении команды были самые точные карты. На начальных этапах Диаш сопровождал флотилию, а уже возле сошёл на берег.

Экспедиция Васко да Гамы вынуждена была сделать огромный крюк, дабы обойти полосу штилей в Рождество 1497 года экспедиция встречала уже во время плавания вдоль восточного берега Африки. На тот момент из 4 кораблей осталось только три: один затонул поблизости от Спокойному движению на север сильно препятствовало юго-западное течение, а потому плавание было непростым.

Однако 2 марта 1498 года экспедиция удачно добралась до Мозамбика. Здесь у тех, кто открыл Индию впоследствии, произошел довольно неприятный инцидент с местным правителем. Невзирая на то что средств на оснащение экспедиции португальцы не пожалели, с подарками они сильно просчитались. В итоге, вместо того чтобы наладить отношения с мозамбикским султаном, европейцы ещё больше ухудшили их и вынуждены были как можно скорее покинуть эти места.

Следующее пристанище экспедиция да Гамы нашла в Момбассе, но и там людей ждал не слишком радушный приём. И только в третьем порту, именуемом Малинди, команда смогла отдохнуть, набраться сил. Местный правитель отнёсся к португальцам как нельзя лучше и даже свёл да Гаму с Ахмедом ибн Маджидой - своим лучшим навигатором. Ибн Маджида проследовал с экспедицией до конечного пункта назначения.

Торжественное событие - открытие Индии - произошло 20 мая 1498 года. Именно тогда флотилия прибыла в порт Каликут. Однако отношения у португальцев с местным принцем и мусульманскими купцами тоже складывались не лучшим образом. Очередной конфликт вынудил да Гаму покинуть порт, даже не дождавшись попутного ветра.

Однако изначальная цель была достигнута, а Васко да Гама остался в истории человечества тем, кто открыл путь в Индию по морю.

В 1487 году искусный мореплаватель Варфоломей Диас достиг наконец самой южной точки Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он доказал всему миру, что Индийский и Атлантический океаны не окружены полностью сушей, как считали европейские географы того времени, а соединены между собой. И снова португальцы стали бредить идеей достичь во что бы то ни стало найти морской путь в Индию. В помощь мореплавателям в опасное путешествие по суше в Индию был послан Педро да Ковилха, свободно владеющий арабскими языками. Он сумел собрать огромное количество важной информации о портах Восточной Африки и Индии. После этого прошло еще десять лет до того, как португальцы смогли организовать плавание и воспользоваться открытиями этих двух исследователей. В это время Христофор Колумб уже вернулся в Европу, объявив, что он нашёл путь на Восток, переплыв с запада Атлантический океан..

В канун Рождества 1497 года три оставшихся корабля отплыли на север вдоль восточного побережья Южной Африки, а к 11 января 1498 они уже исследовали устье реки Коппер.

Открытие морского пути в Индию стало определяющим моментом в истории открытий. Кроме того, что это было великим событием в искусстве мореплавания того времени, его путешествие стало отправной точкой для серии событий, изменивших мир.

Первой, кто проложил морской путь в Индию для европейцев, стала Португалия. Это произошло в основном благодаря политике Генриха Мореплавателя, стремлением которого было проложить морской путь в Индию, для того чтобы наладить торговлю пряностями и специями со странами Дальнего Востока. В течение сорока лет он организовывал экспедиции для исследования западного побережья Африки, что позволило ему вести успешную торговлю рабами и золотом, но юг континента так и оставался неизведанным для Европы.

В 1497 году на трон взошел Мануэль I, который назначил Васко да Гама возглавить первое путешествие в Индию по морю. Варфоломей Диас лично руководил подготовкой да Гамы к плаванию. Диас считал, что обычных каравелл не достаточно, и экипаж должен иметь более эффективную защиту для такого долгого пути. Флотилия состояла из четырех кораблей, два из которых были построены специально для этого рейса. Экипаж состоял из 170 человек и управлялся самыми опытными мореплавателями тех времен.

Васко да Гама вместе со своим флотом отправился из Лиссабона 8 июля 1497 года. 15 июля они уже достигли Канарских островов и двинулись дальше к островам Зеленого мыса. На борту кораблей были самые новые навигационные приборы и карты. С 26 июля по 3 августа экипаж стал готовится к следующему этапу своего пути, который должен был проходить уже без участия Диаса. Сделав огромную петлю на запад, чтобы избежать штилевой полосы в Гвинейском заливе, корабли снова повернули к южной Африке.

Переплыв Аравийское море, 20 мая 1498 года португальцы прибыли в Каликут. Малабарское побережье Индии находилось в самом центре торговли специями. Португальцы оставались здесь в течение трех месяцев и изначально были хорошо приняты индийским правителем, Заморином. Но мусульманские торговцы, также имевшие значительное влияние при дворе, не хотели отказываться от контроля над торговлей специями в пользу приезжих христиан. И когда да Гама ещё раз предложил свои товары, реакция была неадекватной. Отношения ухудшились, а людям да Гамы пришлось обмениваться товарами на берегу, чтобы купить необходимые припасы для возвращения домой.

Стремясь поскорее попасть домой, путешественники обогнули мыс Доброй Надежды и уже 20 марта 1499 года поплыли вверх вдоль западного побережья Африки.

Васко да Гама прибыл с триумфом прибыл в Лиссабон 18 сентября. Он отсутствовал более двух лет, проехал по морю 38600 км (24000 миль) и провел 300 дней в море. Только 54 экипажа человека из 170 выжили, но король Мануэль был очень доволен. Однажды проложив морской путь в Индию, он открыл для своей страны множество возможностей, которыми вскоре и воспользовался.